На каждом бычьем рынке есть небольшой процент людей, которые быстро разбогатели. Они выбирают акции, которые взлетают до небес, или попадают в полосу везения, которая, кажется, никогда не кончится. Их прославляют. Истории пишутся так, словно хотят сказать: «Если смогли они, возможно, получится и у вас», что в каждого должно вселять надежду.
Эти истории редко получают продолжение, а когда и получают, то не привлекают к себе такого же внимания. Бис не дотягивает до первоначального выступления.
Фред Швед-младший однажды описал это восхищение. Он уже видел его раньше у своего отца. Поп (POP) - это отец Фреда Шведа, который жил, совершая безрассудные финансовые махинации, что циклически приводило его к богатству и разорению, но неизменно вызывало восхищение его "безрассудной отвагой". Вот прекрасный отрывок из его книги "Где же яхты клиентов?":
"Я часто слышал, как люди описывают финансовые махинации Попа и ему подобных. Неизбежно они приходят в восторг от такой безрассудной отваги. «Ненадолго миллионер!» — восклицают они. «А потом - лёг на дно», - продолжают они с ещё большим энтузиазмом. «А потом всё сначала! И снова. Вот это да!»
Эти поклонники, должно быть, считают, что такой способ управления финансами имеет свои преимущества. Возможно, они считают, что это опасно, но не могут оценить, насколько опасно быть близким членом семьи такого героя.
В мои подростковые годы и некоторое время после них у Попа была репутация богатого человека. Он, безусловно, уже дважды попадал впросак, чтобы заслужить то странное поклонение герою, о котором я только что рассказал.
Полагаю, люди считают, что есть что-то прекрасное в человеке, который, кажется, не склоняется перед непрестанной тиранией благоразумия. Сам Поп, когда его образ жизни подвергался сомнению, говорил (опять же, из Киплинга): «Слава богу, я могу платить за свои фантазии». Это доблестный боевой клич. Беда только в том, что вдруг ты не можешь за них заплатить, а они у тебя уже есть, и ты за них должен.
Природа богатства Попа была практически предопределена быть эфемерной. Это было связано с характером его бизнеса – спекулятивной торговлей акциями и продвижением акций, – бизнесом, которым он занялся из-за своей натуры – спекуляции.
Дело не в том, что он постоянно или безрассудно играл в азартные игры. Он не делал ничего подобного большую часть времени. Были длительные периоды, когда рынок уверенно рос, когда он мог «ликвидировать свою позицию» и положить около миллиона долларов в надёжный банк. Главная загвоздка в этом образе действий заключалась в следующем: чем бы он занялся дальше – общественной работой или коллекционированием керамики?
Ценный бизнес, если им заниматься разумно, как это делал в основном Поп, - это умеренно прибыльный, умеренно скучный бизнес. Тот же самый бизнес, если им заниматься неразумно, как это иногда делал Поп, - это захватывающее и захватывающее приключение. Вот почему этим бизнесом иногда занимаются неразумно.
Деньги Попа всегда были рискованными благодаря тонкому фактору, который некоторые другие люди с Уолл-стрит, помимо Попа, не смогли оценить или предпочли не оценить. Каждое рабочее утро Поп приезжал в сверкающие пещеры Уолл-стрит – когда дела шли хорошо, на такси, когда дела шли плохо, иногда на метро. Каждое утро в десять часов громко звонил звонок, и Попу немедленно предоставлялась возможность рискнуть всем своим состоянием.
Конечно, он никогда не собирался этого делать, но возможность неумолимо и постоянно присутствовала. В те счастливые времена сурового индивидуализма брокер с хорошей кредитной историей, как тогда Поп, вполне мог за час купить акции, которые стоили в пять раз дороже, чем он мог реально заплатить. Здесь не место вдаваться в технические подробности того, как совершилось это сомнительное чудо; здесь место для размышлений, почему, ради всего святого, оно вообще произошло; здесь – самое место, самая стена для рыданий.
Поскольку Поп ходил туда примерно тысячу раз в три года, и поскольку Поп был таким человеком, неудивительно, что время от времени случалось что-то ужасное. И, конечно же, с возрастом ему становилось всё труднее вставать с пола и продолжать драться. Сравнение с полом некорректно, потому что иногда его пинали на сто тысяч долларов под полом. Одним из последствий всего этого стало то, что его сыновья с тех пор впадают в меланхолию, если должны кому-то даже пять долларов.
Самое пугающее предложение в английском языке принадлежит Торо: «Большинство людей ведут жизнь в тихом отчаянии». Бедный папа, хотя поначалу ему жилось чудесно, в итоге провёл жизнь в довольно шумном отчаянии.
Был ли это дар судьбы, дарованный Попу, или подлая шутка, которую судьба с ним сыграла? Она одарила его блестящим успехом в молодости, а затем, спустя годы, отобрала этот дар обратно. Эта череда событий – самая удручающая; и всё же, должно быть, многие, кто не падал, но и не взлетел, завидуют его неоднозначной карьере".
Отец Шведа обладал талантом учить сыновей, но сам никогда не учился. У него также были верные кредиторы, и этого было достаточно, чтобы он снова вставал на ноги и быстрее других вливался в игру. Но кредиторы исчезли после банкротства, оставив его с трудом сводить концы с концами, как и все остальные.
Ему не хватало способности осознать: одно дело - играть и выигрывать по-крупному, но совсем другое - быть достаточно проницательным и дисциплинированным, чтобы отступить. Из небольшого процента людей, оказавшихся в подобной ситуации, лишь немногие осознают своё положение и говорят «достаточно».
Большинство так не делает. Слишком уж захватывающим является азарт. Именно погоня за азартом - причина, по которой казино держатся на плаву.
Из истории Шведа можно извлечь несколько уроков, но самый важный заключается в том, что инвестирование - это, по большей части, скучное и унылое занятие. Погоня за рыночными ощущениями сама по себе не обязательно плоха, поэтому идея инвестирования в «игровые счета» существует не просто так. Проблема в том, чтобы устанавливать для себя ограничения, чтобы потери не разорили вас.
Рискованные игры и использование кредитного плеча могут в редких случаях сработать, но это не долгосрочная стратегия. Подобное отношение - верный способ потерять всё. Перефразируя Уоррена Баффета, брать на себя огромные риски, используя имеющиеся деньги, которые вам нужны, ради денег, которые вам не нужны, - глупо. Удачи!!!
Подкаст Тихого Трейдера. Перекрёсток всех рынков здесь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________