понедельник, 22 января 2024 г.

Как политика влияет на фондовый рынок? Китай заигрался в регулирование, и акции превратились в мусор.

В преддверии американских (и не только) выборов 2024 г. многие задаются вопросом: влияет ли политика на инвестиционные рынки? В этом отношении есть хорошие новости: данные говорят, что рынки в США показали хорошие – и примерно равные – результаты как при демократах, так и при республиканцах.

Но это не значит, что политика никогда не имеет влияния. Посмотрите за пределы США, и вы увидите, что политическая структура страны может иметь огромные последствия. Если ваш портфель диверсифицирован на международном уровне, важно следить за развитием событий в других странах. На вершине списка находится Китай, который сейчас является второй по величине экономикой мира. Разберём всё по полочкам.

С 1992 г. китайская экономика выросла с $500 млрд. до $18 трлн, однако китайский фондовый рынок за тот же период никуда не продвинулся.

Людям всегда нравится говорить, что фондовый рынок — это не экономика, но сложно поверить, что экономика может вырасти так сильно, не принося никакой пользы корпорациям и инвесторам в этой экономике.



В течение многих лет Китай был привлекателен для инвесторов из-за быстрого экономического роста, но в последние годы всё изменилось. В период с 2021 по 2023 гг. индекс MSCI China терял более 18% в год, когда S&P 500 прибавлял 10% ежегодно. За последние 10 лет китайский рынок прибавлял всего 0,9% в год, а рынок США поднимался на 12%. Что является причиной таких несопоставимых результатов, и стоит ли инвесторам ожидать большего?

В первую очередь речь идет о ряде мер, инициированных правительством Си Цзиньпина в 2020 г. В ноябре того же года китайские власти в последнюю минуту приостановили запланированное первичное публичное размещение акций (IPO) Ant Group. Ant — финансовая технологическая компания, контролируемая предпринимателем Джеком Ма. Также он был основателем Alibaba и, вероятно, самым известным бизнесменом страны.

Почему Пекин отменил IPO Ant? Хотя официального заявления не было, большинство наблюдателей полагают, что это было ответом на комментарии Ма, сделанные за месяц до запланированного предложения. Ма тогда раскритиковал банковскую систему Китая, заявив, что у неё «менталитет ломбарда», а также раскритиковал правительственные регулирующие органы. По словам одного китайского аналитика: «Он, очевидно, пересёк невидимую красную линию того, что можно сказать и сделать в Китае Си Цзиньпина».

Вскоре после этого Ма был вынужден отказаться от контроля над голосованием в Ant Group, а компания была оштрафована почти на $1 млрд. Правительство также наказало Alibaba штрафом в $2,5 млрд. Оба этих принудительных действия были расценены как произвольные, но, пожалуй, самым тревожным аспектом этой истории было то, что Ма затем исчез из поля зрения на несколько месяцев, что вызвало вопросы о его жизни.

Позже Ма снова появился, но уже гораздо меньшей фигурой. По словам коллеги, у него всё очень хорошо и он занялся.... рисованием. Это был чрезвычайно странный поворот событий для человека, который когда-то был самым богатым человеком Китая. Если бы это был единичный инцидент, возможно, его можно было бы объяснить, но действия правительства против Ма были только началом.

Пекин расширил свою кампанию, нацелившись на другие влиятельные корпорации. С тех пор многие другие компании (в основном технологические) были оштрафованы или подвергнуты санкциям, в результате чего их акции упали. Акции Tencent и JD.com тогда упали вдвое и продолжают крутое пике.



Несмотря на негативное влияние на инвестиционные рынки, правительство Си не проявляет никаких признаков замедления своих усилий по ослаблению влиятельных компаний. Буквально на прошлой неделе запланированное IPO интернет-магазина Shein потерпело крах, когда китайские регулирующие органы объявили о «проверке безопасности».

Это напомнило действия Пекина против Didi Global в 2021 году. Didi, которая управляет приложением для заказа такси, похожим на Uber, только что завершила IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, когда правительство начало расследование. Обвинения были разнообразными и расплывчатыми. Но в конце концов компания была вынуждена провести делистинг, наказав своих акционеров.

Помимо негативного воздействия этих изменений на цены акций, сейчас начали проявляться эффекты второго порядка. Международные инвесторы проявляют растущую настороженность по отношению к Китаю, о чем свидетельствует прошлогоднее падение прямых иностранных инвестиций. ПИИ упали до $15 млрд. в 2023 г. по сравнению с $180 млрд. годом ранее. До этого на протяжении более десяти лет объём прямых инвестиций в Китай превышал $150 млрд. в год.

Из-за склонности Пекина наказывать свои самые успешные компании наблюдатели теперь задаются вопросом, стоит ли вообще покупать китайские акции по любой цене. Десмонд Шам — автор «Красной рулетки», который хорошо знает Китай. В недавнем посте он спросил: «Как следует оценивать китайские компании? Какую скидку следует заложить в цену? Неустойчивое поведение КПК со времён Си Цзиньпина и растущие геополитические риски делают Китай непригодным для инвестиций».

В то время как эта политика привела к падению цен на акции, власти предприняли шаги, чтобы попытаться поддержать рынок. С осени регуляторы предоставляют институциональным инвесторам в Китае «оконные рекомендации», в результате чего они не могут продавать акции. Конечно же, эта жестокость лишь создала новые искажения на рынке.

Как объяснил один инвестор из Шанхая, руководство «создаёт давление на отложенную продажу, но нельзя откладывать это навсегда. Настроения рынка в конечном итоге будут определять результаты». Другими словами, это окно создало дополнительную проблему: цены на акции теперь находятся на ещё более шатком фундаменте.

Инвесторы стали не доверять китайскому правительству как в том, что оно делает, так и в том, что оно говорит. Действительно, даже базовые экономические данные не считаются надёжными. В 2023 г., по данным Пекина , ВВП вырос на 5,2%, но многие уже считают это вымышленной цифрой. По оценкам исследовательской компании Rhodium Group, рост составил менее 3%. Аналитики называют правительственную оценку в 5,2% шуткой.

Ещё больше бросая вызов своей экономике, Китай сейчас борется с демографической проблемой. Десятилетия усилий по замедлению роста населения имели непредвиденные последствия. В 2023 г. родилось меньше детей, чем в 2016 г., когда Китай отменил политику одного ребёнка. Коэффициент рождаемости сейчас близок к 1, что намного ниже 2,1, необходимых для поддержания численности населения на одном уровне. В отличие от США, Китай практически не получает никакой выгоды от иммиграции.



Эта тенденция является проблемой для инвесторов, поскольку рост населения является ключевым фактором экономического роста. Проще говоря, растущее население обеспечивает большее количество клиентов, которым предприятия могут продавать свою продукцию. Увеличение числа работников также способствует стимулированию экономической активности. С другой стороны, старение населения замедляет экономику и создаёт большее бремя для государственных финансов.

Уоррен Баффет часто говорит, что в инвестировании не бывает запланированных забастовок. Это бейсбольный термин, означающий, что инвесторы никогда не вынуждены предпринимать какие-либо конкретные действия. Они могут позволить себе роскошь ждать другой возможности. Из-за всех описанных здесь проблем мой совет в последние годы заключался в том, чтобы просто избегать любых инвестиций в Китай, хотя несколько идей в прошлом году сработали и там просто из-за эффекта низкой базы. Если вы хотите выйти на развивающиеся рынки, обратите внимание на фонды, исключающие Китай, например, на ETF Freedom 100 Emerging Markets ($FRDM). Удачи!!!

На рынке всегда много интересного, а лучшие мои посты, рецензии на книги, актуальные графики и сделки всегда найдёте в телеграм-канале: "Тихий Трейдер" Разберём всё по полочкам. Welcome!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Пришло ли время оптимистично относиться к Китаю? Экономика Си Цзиньпина стала настолько плохой, что это может быть хорошо.

Это не попадёт в список бестселлеров New York Times, но самой большой книгой года для инвесторов вполне может оказаться скромный том, которы...