Для того чтобы бизнес приносил акционерам большую прибыль на протяжении многих лет, недостаточно иметь отличный продукт для продажи. Вам также необходимо обладать выдающимися навыками управления и инстинктом убийцы в распределении капитала.
Менеджмент должен не только выяснить, как продавать основной продукт компании для роста и прибыльности, но и уметь читать на кофейной гуще и распознавать, когда потоки бизнеса меняются. Возможно, рынок для продукта насыщен. Возможно, продукт устаревает. Возможно, предпочтения клиентов меняются с развитием технологий. Возможно, есть другие важные возможности, которые можно реализовать, и у компании есть и деньги, и опыт, чтобы извлечь из них выгоду.
Большинство компаний постоянно вносят тонкие коррективы, которые часто остаются незамеченными. Некоторые полностью перестраивают свой бизнес.
Возьмите Berkshire Hathaway ($BRK.B), которая была текстильной компанией, когда Уоррен Баффетт взял её под свой контроль в 1965 г. Вскоре после этого Berkshire стала страховой компанией, которая также продавала конфеты. Сегодня это диверсифицированный конгломерат, продающий всё: от энергии до деталей самолетов и нижнего белья. И у него огромный портфель акций, приносящий доход, превосходящий рыночный. Да, это пример хорошего управления.
Ещё один известный пример компании, которая претерпела полнейшую трансформацию, — Netflix ($NFLX). Компания определила изменения и начала прокат DVD по почте, когда многие потребители всё ещё ходили по рядам традиционных видеомагазинов. Хотя она доминировала в бизнесе проката по почте, руководство быстро переключило свои усилия и агрессивно инвестировало в потоковые сервисы и оригинальный контент. В 2023 г. Netflix отправила свой последний DVD по почте. В настоящее время акции торгуются на рекордно высоком уровне, а компания оценивается более чем в $500 млрд.
А давайте теперь вспомним $AAPL. Если бы мы говорили об оценках 25 лет назад, когда Apple производила только настольные компьютеры, вы бы спросили, сколько компьютеров они могут продать, прежде чем достигнут потолка?
Если вы думаете об инвестировании в компанию, которая производит только компьютеры, то да, может быть не имеет смысла платить премию за акции, которые вы покупаете. Но если вы можете быть немного более изобретательны, и если вы понимаете, что это компания, которая понимает изменения и корректирует свою бизнес-модель по мере того, как меняется мир, и по мере того, как она достигает точки насыщения, тогда вы можете начать представлять себе путь, по которому компания может продолжать увеличивать прибыль, как это и делает Apple, и превратиться в компанию с оборотом в несколько триллионов долларов.
Напомню, что компьютеры Mac от Apple составляют менее десятой части продаж компании. Между тем, телефоны, категория, в которую они не входили до 2007 г., составляют около половины продаж. Услуги составляют около четверти выручки.
Признание того, что ваш лучший продукт созрел и, возможно, находится на пути к устареванию, — это горькая пилюля. Тем не менее, как только вы придёте к такому пониманию, самое сложное, скорее всего, только начнётся.
Лидеры перемен неизбежно столкнутся с сопротивлением не только за пределами компании, но и внутри неё, где многие сотрудники не будут готовы отказаться от старого доброго способа ведения дел.
Даже если вы полностью владеете компанией, кто знает, делаете ли вы поворот в правильном направлении? Вы вполне можете обменять один убыточный бизнес на другой, который просто обречён на боковой тренд.
Конечно, даже самые успешные компании сделали много ставок, которые оказались неудачными. Разница между компаниями, которые могут и не могут преодолеть эти неудачи, заключается в отличном управлении рисками и доверии акционеров. Если вы потерпите неудачу достаточно много раз, вы в конечном итоге потеряете доверие акционеров.
Каждая публичная компания делает всё возможное, чтобы обеспечить рост прибыли, возможно, таким образом, это приведёт к опережающему рынок росту стоимости акций компании.
К сожалению, не существует надёжного способа достаточно последовательно выявлять победителей, чтобы можно было сформировать портфель, который превзойдёт рынок. Одной из причин этого является то, что с течением времени лишь меньшинство акций с огромной доходностью определяет эффективность рынка.
Исторически, если вы обычный инвестор и не хотите доверять управление вашими активами профессионалам, одним из лучших шагов было приобретение широко диверсифицированных индексных фондов, таких как те, которые отслеживают S&P 500 или более широкий рынок ($SPY, $VOO...)
С другой стороны, такая диверсификация точно ограничивает ваш потенциал роста. Да, вы почти наверняка обеспечите доступ к крупным победителям, включая компании, которые успешно меняют свой бизнес таким образом, что это создаёт огромную стоимость для акционеров. Плохо здесь то, что в индексе вы купите и кучу мусора, в т.ч. акции зомби-компаний, которые живут на перекредитовке и никогда не принесут прибыли. Подробно мнения об индексном инвестировании я недавно разбирал в подкасте "Слишком много пассивных инвесторов. Индексные фонды-зло?"
Развитие многих компаний не слишком отличается от взлётов и падений, с которыми многие из нас сталкиваются в своей жизни. Мало кому из нас посчастливилось прожить жизнь, в которой всё движется вверх и вправо по плавной прямой линии, но большинство из нас идут по нелинейному пути, будь то по собственному выбору или из-за сил, находящихся вне нашего контроля.
Хорошая новость в том, что если что-то идёт не по плану, это не значит, что мы обречены на скатывание. Прочитайте достаточно биографий (и бизнес-кейсов), и вы в конечном итоге увидите, что наиболее впечатляющие люди (и компании) были теми, кому пришлось преодолеть множество трудностей, внедрив большие, незапланированные изменения. Удачи!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий