суббота, 17 мая 2025 г.

Финансовая лаборатория семьи Клементс. Стратегии обозревателя WSJ для состоятельности своих детей.

Когда его дети были маленькими, Джонатан Клементс часто шутил, что у него был особый стимул видеть их финансово успешными. Как давний обозреватель The Wall Street Journal, посвященный личным финансам, он сказал, что «было бы немного неловко», если бы его дети «выросли финансовыми неудачниками». По этой причине Джонатан использовал свой собственный дом как своего рода финансовую лабораторию, тестируя стратегии, чтобы помочь своим детям на правильном пути. В конечном итоге Джонатан разработал формулу, которая хорошо сработала. Его дети, которым сейчас за тридцать, оба финансово самостоятельны.

Оказывается, академические исследования в последующие годы пришли ко многим из тех же выводов, которые Джонатан обнаружил в своих собственных исследованиях. Хотя ничего не гарантировано, эти 4 стратегии (в сочетании) похоже, обеспечивают эффективную формулу для воспитания финансово состоятельных детей.



Моделирование. Как лучше всего донести до детей ценность денег? Сначала Джонатан пытался объяснить своим детям ключевые концепции финансов. Но, по его словам, это было встречено «экстравагантными зевками». В конце концов Джонатан обнаружил, что гораздо эффективнее просто моделировать хорошие финансовые привычки, надеясь, что его дети научатся на его примере.

«Я провёл почти всю свою взрослую жизнь, проявляя финансовую осторожность», — сказал он. «Когда я работал в The Wall Street Journal и Citigroup, я каждый день приносил в офис завтрак и термос с кофе, а иногда и обед». Они также жили в доме, который был «гораздо дешевле», чем они могли себе позволить.

Результат? Джонатан сообщает, что «мои дети извлекли уроки из моей бережливости. У них обоих очень хорошие финансовые привычки. На самом деле, их финансовые привычки, вероятно, даже слишком хороши».

Это подтвердили академические исследования, включая статью 2022 г. под названием «Talk Is Cheap». «Финансовое моделирование родителей напрямую связано с финансовым поведением и финансовой удовлетворенностью», — обнаружили авторы. Напротив, как и обнаружил Джонатан, чтение лекций детям, похоже, не приносит многого: «Финансовые обсуждения между родителями и детьми не имели прямой или косвенной связи» с финансовым успехом детей.

Опыт. На протяжении всего детства Джонатан искал возможности дать своим детям практический финансовый опыт. В ресторанах он делал следующее предложение: если его дети, Ханна и Генри, хотели заказать газировку, которая могла стоить 2$ или 3$, они могли это сделать. Однако если они вместо этого выбирали воду, Джонатан тут же вручал им долларовую купюру.

Другая стратегия: Джонатан помог своим детям открыть сберегательные счета, на которые вносил их карманные деньги. «Генри и Ханна получали ежемесячные выписки по почте, и они могли просматривать свои счета онлайн. Что самое лучшее, к счетам прилагалась карта для банкомата без комиссии».

Ранее Джонатан пытался научить своих детей более сложным финансовым концепциям, таким как ПИФы, даже финансировать небольшие счета для каждого ребенка и организовывать инвестиционный конкурс, но всё это оказалось слишком абстрактным. Предоставление детям возможности управлять собственными средствами и делать выбор оказалось наиболее эффективным подходом. Результат «был поразительным», сказал Джонатан, наблюдая, как его дети начали принимать продуманные решения о расходах.

Академические исследования также подтвердили этот вывод. Авторы «Talk Is Cheap» обнаружили, что эффекты моделирования финансового поведения усиливались, когда детям предоставлялась возможность практиковать хорошие привычки, которые они наблюдали.

Еще более важное открытие: оказывается, хорошие финансовые привычки переносятся и в другие сферы нашей жизни: «Предоставление детям собственного опыта управления деньгами приводит к более высокой финансовой самоэффективности на протяжении всей их жизни, что коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью [и] меньшим количеством депрессий и тревожности...»

Начинать рано. Как бы удивительно это ни звучало, Джонатан выступает за то, чтобы дети начинали думать о бюджете уже в 5 лет. Даже когда дети маленькие, говорит он, давайте им «деньги на игрушки и сладости». Для подростков это может быть бюджет на одежду или развлечения. Именно так Джонатан поступил со своими двумя детьми, и он обнаружил, что это помогло им начать думать о финансовом выборе.

Исследование Кембриджского университета 2013 г. подтвердило, что это правильная идея. Дети начинают формировать финансовые привычки гораздо раньше, чем мы могли бы ожидать. «Окно — от 0 до 7», — говорит Гай Шон, один из исследователей, связанных с исследованием, добавляя, что «очень трудно изменить эти привычки в более позднем возрасте».

Могут ли дети в таком возрасте действительно развить финансовые навыки? Да, утверждают авторы, если стратегии не слишком сложны и, например, не требуют от детей вносить часть своих карманных денег в копилку. Позволить детям совершать некоторые денежные ошибки в этом возрасте может быть бесценно, если это поможет им избежать более дорогостоящих ошибок в будущем.

Дисциплина. Область, которую Джонатан нашел наиболее эффективной? Помощь своим детям в изучении компромиссов. «Если ваши дети постоянно просят вас что-то купить, их желания будут безграничны». Джонатан описал, каково это было ходить с детьми в супермаркет: «Генри с радостью бросает свои любимые товары в тележку для покупок». Но, говорит Джонатан, «если они ограничены карманными деньгами, расходы имеют вполне реальную цену, и вашим детям придется делать сложный финансовый выбор».

Джонатан обнаружил, что наиболее эффективным было дать детям ощущение, что они тратят свои собственные деньги. Когда ему было девять, Генри отправился на школьную экскурсию, но вместо того, чтобы просто дать ему немного денег на расходы, Джонатан добавил изюминку. «Я сказал Генри, что он может оставить себе любые деньги, которые не потратит». Джонатан попробовал этот же подход с Ханной и был поражен, увидев, насколько хорошо это сработало.

Оказывается, помощь детям в развитии такого рода финансовой дисциплины является самым мощным предиктором финансовой подготовленности в дальнейшей жизни. В новозеландском городе Данидин исследователи начали следить за группой из 1000 детей с рождения в 1972 г., регулярно проверяя их прогресс. Хотя интеллект, трудовая этика и семейное происхождение имели некоторое влияние на успехи детей, ни один из них не был так важен, как уровень умственной дисциплины, проявленный ими в детстве.

Хорошие новости: согласно исследованию Данидина, дисциплина — это не просто врождённая черта. Её могут развивать родители, используя именно те стратегии, которые открыл Джонатан и которые подтвердили исследования учёных мужей и дам. Желаю вам приятных выходных. Удачи!!!

_______________________________________________________________________________________________________________________

Помогая проектам ТТ, где есть Большое Спасибо:

Для РФ: МИР: 2200700155277048

Донаты для ТТ в крипте:

BTC: bc1qtr4c0v8uh95eppzcz93az7plvhcewv4hmqwcav

ETH: 0xDdf2a1fC12bf01493979A9e5179bAD7702F9c6A3

USDT: 0xDdf2a1fC12bf01493979A9e5179bAD7702F9c6A3

LTC: LhPwsfm1YhNcdF5fTobXsMYjuEsdpvgT46

SOL: C4hpFMHQFzCVX4BdXzTyHDDo7gk3XHzXGFXWndesR4

TON: UQDfuCbQs5NGOx5yJKk8KsDjM8LsFhLtqRgDJi5ShOTeWZxy

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Четыре минуты глубочайшего анализа. Как на самом деле люди выбирают акции?

В прошлом году я написал статью о недостаточной диверсификации портфелей розничных инвесторов. Анализ, проведённый VZ Vermögenszentrum в Шве...