понедельник, 18 апреля 2022 г.

Газ, нефть и ESG. Почему энергетические акции перестали плохо выглядеть?

За уже более 10 лет существования блога ТТ, читая зарубежную аналитику, я никогда не видел более согласованного вывода о том, что энергетический сектор в лучшем случае неустойчив и почти полностью непригоден для инвестиций. Как управляющий портфелем, я редко заходил в энергетические акции, нет их и сейчас. 

Тем не менее, когда видишь настолько согласованное мнение, всегда вспоминаешь о заблуждениях толпы. Сейчас у всех аналитиков на уме ESG, но в этом я посте постараюсь объективно взглянуть на перспективность "зелёных" и традиционных инвестиций в энергию, ведь нейтральная позиция по сектору сейчас вполне позволяет мне это сделать. Разберём всё по полочкам.

Капитал всегда будет течь туда, где с ним лучше всего обращаются. Так во всём мире. Энергетические компании отставали от остальной части фондового рынка более 10 лет. Они делали свои собственные ужасные инвестиции, перепроизводили сырьё и в итоге утонули в долгах. Затем движение ESG создало общественное давление, чтобы исключить любое позитивное мнение, сказанное о традиционных источниках энергии, и вынудило институциональные фонды распродать все энергетические акции.

В 2021г студенты Гарварда подали жалобу генеральному прокурору Массачусетса, пытаясь заставить университет продать акций, вложенных в энергетические компании, примерно на $838 млн.:




Благотворительный фонд Гарварда является крупнейшим в США. Многие другие следуют примеру предполагаемых "умных денег", но эта вынужденная продажа была беспощадной. Большинство фондовых инвесторов знают, что проблемы вскоре возникнут в любой отрасли, где покупка совершается без каких-либо вопросов или оценочных расчётов. Тогда должно быть понятно, что в данном случае, когда акции распродаются из-за простого желания студентов спасти мир, необычайно привлекательная возможность может быть создана прямо противоположным образом.






Самый глупый из всех аргументов адептов ESG заключается в том, что ограничение доступа к капиталу изменит поведение компаний. У крупных энергетических компаний нет проблем с поиском денег. На самом деле, они могут быть настолько безрассудными с выпуском акций и долговых обязательств, что вполне могут разрушить себя сами по себе, как они это и делают всё последнее 10-летие.

Энергетические компании и раньше банкротились без каких-либо ограничений со стороны инвесторов. Как раз наоборот. Капитал вливался в сланцевые проекты, которые никогда не приносили денежных средств, и разрушался в погоне за дорогими статусными проектами.

Сланцевый бум был отличным уроком геологии и математики для инвесторов. Проекты производили энергию, но не свободный денежный поток. Инвесторы игнорировали простую арифметику о том, насколько дороже эти проекты и насколько быстрее они истощаются. Денег было сожжено больше, чем газа и нефти.

Затем произошло замечательное событие, как это всегда случается, по другую сторону убеждения, — более слабые игроки были исключены. Спекулятивные проекты были отменены, лишние мощности выведены, а бухгалтерские балансы почистили. Всё это время спрос не сдвинулся с места. Получается, инвесторы вышли из сектора в самый неподходящий момент.






Любой, кто хочет отменить нефтехимию, недооценивает, какая часть мирового производства, материалов и цепочек поставок будет уничтожена. 96%+ всех производимых товаров непосредственно включает продукты нефтехимической промышленности. Более 99% фармацевтического сырья и реагентов поступают из нефтехимии.

Хватаясь за пластиковые соломинки продуктов, чтобы объявить их вне закона, мы упускаем большие возможности. Если отвлечься от проблем первого мира, то мы вспомним, что около 700 млн. человек вообще до сих пор не имеют электричества.

Далеко не все в мире могут получить солнечные панели или ветряные турбины , да и не везде всегда солнечно или ветрено. На солнечные панели и ветряные турбины приходится менее 5% мирового потребления энергии, и каждая из них производится с использованием ископаемого топлива. Чтобы компенсировать непостоянную мощность ветра или солнца, коммунальные предприятия США вынуждены использовать поршневые дизельные двигатели, работающие на нефти и газе. С 2000г к сети было добавлено в 3 раза больше таких блоков, чем за 50 лет до этого.

Количество открытых месторождений нефти и природного газа во всем мире упало до 75-летнего минимума в 2021г в результате многолетнего сокращения бюджета на разведку. Только за последний год количество новых скважин упало на 61%:






В дополнение к тому, что крупные государственные энергетические компании сокращают разведку, частные компании также иссякли. Банки перестали выдавать кредиты на энергетические проекты. Только за последние 3 года в США количество фондов прямых инвестиций, ориентированных на энергетику, сократилось с 29 фирм с $90млрд. до 9 с $22 млрд.(по данным исследования RBC Capital Markets). В 2015г частные энергетические фонды привлекли около $50 млрд. нового капитала, а в 2021г было привлечено уже менее $3млрд. «Никого не осталось, все как бы ушли», - сказал IT-директор одного из тех 9 оставшихся фонда.

Итак, миру по-прежнему нужно много энергии, но все перестали её искать. Что, по нашему мнению, должно было случиться с ценами на энергоносители? И дело здесь далеко не только в конфликте России с Украиной, всё было плохо уже до этого.

Просто для сравнения: инвесторы вкладывают $3 млрд. в фонды альтернативной энергетики… в день!!! Согласно данным, собранным Скоттом Паттерсоном, активы фондов, ориентированных на охрану окружающей среды, в настоящее время превышают $2 трлн, увеличившись более чем в 3 раза за 3 года. Кроме того, в среднем каждый день выпускаются облигации и кредиты на сумму более $5 млрд. для поддержки экологических инициатив.

По оценкам Wood Mackenzie, для достижения целей Парижского соглашения по климату к 2050г потребуется инвестировать не менее $50 трлн. в альтернативные источники энергии. Только за 1 год было запущено 579 новых экологических взаимных фондов и ETF.

Бертон Мэлкиел является автором книги «Случайная прогулка по Уолл-стрит», ставшей классикой в ​​области инвестиций, которая вышла уже в 12-м издании, и я не раз знакомил читателей блога с выдержками из неё. В течение 28 лет он был директором компании Vanguard.  Мэлкиел - почётный профессор Принстона, также он является директором по инвестициям в Wealthfront.

Мэлкиел сказал недавно: "Я скептически отношусь к ESG по следующим причинам. Идея, которую рекламируют с ESG-инвестированием, заключается в том, что вы можете преуспеть в финансовом отношении, делая добро. Что меня беспокоит, так это то, что некоторые из крупнейших ESG-фондов и ETF могут не делать ни того, ни другого. Рейтинговые агентства даже не могут договориться о том, что такое ESG. Корреляция между оценщиками составляет всего 0,4".

Лично я в восторге от некоторых инноваций, которые появляются в альтернативной энергетике, но что-то мне подсказывает, что шокирующе бОльшая сумма этих денег будет сожжена по пути, вложенная в больше историй, чем фактов. Никогда ещё ситуация не выглядела так хорошо и понятно для энергетических компаний по сравнению с более популярными идеями. Например, с Теслой:




Было подсчитано, что даже если количество электромобилей вырастет в 100 раз - до 400 миллионов на дорогах к 2040г - это вытеснит лишь 5% мирового спроса на нефть. 

Я совсем не против Теслы и других электричек, просто здесь пока плохая математика. Я уверен, что будут ещё более прорывные новые технологии, о которых мы даже не можем мечтать сейчас. Просто помните, что всем этим быстрорастущим компаниям, занимающимся экологически чистыми технологиями, нужны центры обработки, чтобы помочь перекачивать потоки цифровых данных. На каждый миллиард долларов, потраченный на центры обработки данных, приходится $7 млрд. электроэнергии, потреблённой за 2 десятилетия. Глобальные расходы на центры обработки данных составляют более $100 млрд. в год и продолжают расти.

Помните протестующих в Гарварде? Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в их общежитии тихо гудела на заднем плане, а идеи получше прятались у всех на виду. Все эти радикальные идеи ESG всегда игнорируют тихое улучшение существующего.

На картинке ниже энергетическая установка, только что построенная для питания Гарвардского университета. Самое первое здание в новом кампусе в Оллстоне идеально расположено для расширения Школы инженерии и прикладных наук. Архитекторы здания получили множество наград, в том числе награду «Metropolis Planet Positive» за самые креативные проекты, приносящие пользу большинству людей и планеты. Для работы этой установки нужен...Да, природный газ):



Один из лучших рыночных исследователей и расследователей, который очень интересуется окружающей средой, — плодовитый писатель Майкл Льюис. Моя рецензия на его книгу "Flash boys" давно есть в блоге ТТ, и не раз приводил его выводы и примеры по поводу HFT в подкасте.

Об этом новом здании он отметил: "Благодаря своей сложной сети взаимосвязанных технологий установка может мгновенно реагировать на изменения в спросе на электроэнергию. В непиковые часы она может накапливать дешёвую энергию, охлаждая воду в огромном резервуаре на 1,3 млн. галлонов. В то же время избыточное тепло, выделяемое в процессе охлаждения, улавливается и используется для обогрева зданий. Повышение энергоэффективности огромно".

Поймите меня правильно, я не собираюсь бежать закупаться энергетическими акциями, ведь этот сектор остаётся сильно спекулятивным и политизированным. Он точно не станет ядром моей стратегии, но в этом посте хотелось выступить адвокатом дьявола и пройтись немного по ESG. Тем не менее, на данный момент я вижу неплохой потенциал в энергетических акциях, и если, уж, кто-то хотел добавить их в портфель, думаю, сейчас не самое худшее время. Удачи!!!

На рынке всегда много интересного, а лучшие мои посты, рецензии на книги, актуальные графики и сделки всегда найдёте в телеграм-канале: "Тихий Трейдер" Разберём всё по полочкам. Welcome!!!





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Фед удивил Уолл-стрит. $SPX: +40% от минимума за год.

 «Иногда самое трудное — ничего не делать». — (C) Дэвид Теппер. Это случилось! В среду Фед удивил Уолл-стрит (и меня), проголосовав за сниже...