среда, 25 декабря 2013 г.

О том, как страх перед убытком ломает логику торговли.

Каждый год профессор Макс Базерман продает студентам MBA из Harvard Business School двадцатидолларовую купюру намного выше номинала. Его рекорд – продажа $20 за $204. Как он это делает?

1. Он показывает купюру всему классу и сообщает, что отдаст $20 человеку, который даст за нее больше всего денег. Правда, есть небольшое условие. Человек, который был сразу за победителем, должен будет отдать профессору ту сумму, которую он был готов отдать за $20.

2. Чтобы было понятно – допустим два самых высоких бида были $15 и $16. Победитель получает $20 в обмен на $16, а второй человек должен будет отдать профессору $15. Таковы условия. Торги начинаются с одного доллара и быстро достигают $12-$16. В этот момент большинство студентов выпадают из аукциона, и остаются только два человека с самыми высокими предложениями.

3. Медленно, но уверенно аукцион подходит к цифре $20.
Поначалу все студенты считают, что у них есть возможность получить легкие деньги. Ведь они не глупы и не станут платить больше двадцати долларов за двадцатидолларовую купюру. Однако как только торги доходят до $12-$16, второй человек понимает, что ему грозит серьезная потеря, поэтому он начинает бидить больше, чем собирался, пока аукцион не доходит до $21. Как только аукцион переходит рубеж в $21, класс взрывается смехом. Студенты MBA, якобы такие умные, готовы заплатить за двадцатидолларовую купюру выше номинала.

4. На этом этапе оба участника потеряют деньги. Но кто-то потеряет всего доллар, а кто-то двадцать. Чтобы минимизировать потери, каждый человек старается стать победителем. Поэтому аукцион продолжается и быстро доходит до 50 долларов, затем до ста, вплоть до $204 – рекорд Базермана за свою преподавательскую карьеру. Эта гонка приводит только к тому, что оба участника аукциона теряют все больше и больше денег, пока размер потерь не достигает такой суммы, что глубже копать яму просто не имеет смысла.

5. Почему люди неизменно платят за двадцать долларов больше денег и что пытается показать профессор? У человека есть слабое место – loss aversion или боязнь потери. Многочисленные эксперименты показывают, что человек себя ведет крайне нерационально и даже неадекватно, когда начинает терять деньги.

6. Таким образом, желание получить бесплатные $20 оборачивается потерями. Самое интересное, что есть масса данных – особенно на финансовых рынках и в казино – которые показывают феномен Базермана в действии. Человек начинает терять деньги. Вместо того, чтобы зафиксировать убыток, он надеется, что сможет отыграть проигрыш – и практически всегда теряет все больше и больше денег.

Этот пример наглядно показывает, как один из двух главных губительных пороков для трейдера отключает разум и приводит к большим потерям. Это ещё раз доказывает нам, что ещё до входа в сделку мы должны точно знать при каких условиях нам стоит выходить из неё и какой максимальный убыток мы готовы нести. В этом примере большинство студентов так и сделали, а двое самых азартных и потеряли больше всех денег, их разум затмил страх потерь. Удачи!!!

На рынке всегда много интересного, а лучшие мои посты, рецензии на книги, актуальные графики и сделки всегда найдёте в телеграм-канале: "Тихий Трейдер" Разберём всё по полочкам. Welcome!!!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 комментария:

  1. некоректное сравнение. в аукционе видно всех. на рынке- нет. но азарт и правда мешает.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересный эксперимент. Надо будет попробовать провести такой же )

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.