Эдвард Торп и сам по себе человек уникальный, и не раз ещё в своих постах приведу примеры идей и стратегий из его книг, но сегодня немного в сторону. Вообще Баффет довольно часто упоминаем в его эссе и биографиях, ведь он благодарен ему как в научном, так и во вполне материальном смысле, и беседы с ним дали развитие многим идеям Торпа. Здесь же пойдёт речь о самом моменте их знакомства и основных мыслях, которые их сблизили.
Предыстория следующая. Торпу 36 лет, за плечами несколько лет успешного управления средствами близких клиентов с помощью собственной стратегии хеджирования акций варрантами. С помощью молодого брокера он решает создать хедж-фонд и ищет инвесторов для нового проекта.
Не очень тогда ещё великому Уоррену 38 лет, и он, напротив, отказывается от управления деньгами инвесторов, сетуя на слишком "высокий" рынок. Собирается полностью сосредоточиться на своей текстильной компании Bercshire Hathaway, а своим инвесторам не против порекомендовать нового достойного управляющего. Для этого, собственно, и приглашает к себе на ужин Торпа. Узнать, что это за фрукт, и чем он собирается обыграть рынок.
Что интересно в отрывке беседы ниже, которая в итоге удовлетворила Баффета, и он сосватал Торпу одного из лучших клиентов? Конечно же, в основной идее рынка, которую разделял каждый из них. Скептицизм многих по поводу биржи основан на идее, что все торговые стратегии уже давно до нас придуманы, и с помощью этих пылесосов горстка жирных котов выкачивает деньги со всего мира.
Такие настроения бродили в обществе и тогда, но многие, как мы видим из этого примера, плевали на них и строили уникальные торговые модели, рискуя собственной шкурой. Нестандартные игровые кости - яркий символ их работы и напоминание, что идеальной стратегии не существует, т.к. она противоречит самой идее рынка. Удачи!!!
Уоррен сказал, что его спросили, как он находит для своего товарищества столько миллионеров. «Я ответил, что сам их выращиваю», - со смехом сказал он мне. Потом Уоррен спросил, знаю ли я об игральных костях с необычной нумерацией граней. Он услыхал о них незадолго до того и в последующие годы часто использовал эту тему, чтобы ставить в тупик своих умных знакомых.
На гранях этих костей, как и у обычных, нанесены цифры от одного до шести, но, в отличие от обычных костей, некоторые из этих цифр могут быть одинаковыми. Собственно говоря, на каждой из тех костей, о которых спрашивал меня Уоррен, было всего по две или три разных цифры.
Эти кости используют в следующей игре: сначала вы выбираете «лучшую» из трех костей, а затем я выбираю по качеству» из оставшихся двух. Мы бросаем кости, и тот у кого выпало большее число, выигрывает, В среднем я могу обыграть вас, несмотря на то, что вы выбрали лучшую кость.
Неожиданным почти для всех является то обстоятельство что «лучшей» кости не существует. Обозначим три кости буквами А, В и С. Если А побеждает В, а В побеждает С, то, казалось бы, раз А лучше, чем В, а В лучше, чем С, кость А должна быть значительно лучше, чем С. На самом деле С побеждает А.
Это приводит многих в недоумение, так как они ожидают, что в этой системе должно действовать правило, которое математики называют свойством транзитивности: если А лучше В, а В лучше С, то А лучше С. Например, если заменить слово «лучше» на «длиннее, «тяжелее», «старше», «больше» или «крупнее», то это правило прекрасно работает. Однако некоторые отношения не обладают этим свойством.
Например, оно не будет действовать в случае подстановки слов «знакомо с» или «видит». И такие кости также не обладают свойством транзитивности, если заменить для них слово «лучше» на «в среднем побеждает». Поэтому их называют нетранзитивными костями. Простой пример нетранзитивности можно найти в детской игре «камень-ножницы-бумага». Камень побеждает (ломает) ножницы, ножницы побеждают (режут) бумагу, а бумага побеждает (оборачивает) камень.
В качестве другого примера нетранзитивного отношения, имеющего большое практическое значение, можно привести предпочтения избирателей. Часто бывает так, что большинство избирателей предпочитает кандидата А кандидату В, кандидата В кандидату С и кандидата С кандидату А. Кто же победит в таких выборах с нетранзитивными предпочтениями избирателей?
Ответ зависит от того, как устроена процедура выборов. Математик и экономист Кеннет Эрроу получил Нобелевскую премию по экономике доказав, что не существует такой процедуры голосования, которая обеспечивала бы выбор кандидата, обладающего всеми интуитивно желательными качествами.
В статье на эту тему, опубликованной в журнале Discover, утверждалось, что при использовании более «разумной» избирательной системы, основанной на сравнении всех основных кандидатов от Демократической и Республиканской партий с точки зрения предпочтений избирателей, республиканским кандидатом, а затем и президентом, в 2000 году стал бы не Джордж Буш-младший, а Джон Маккейн.
Но тем вечером в Ньюпорт-Бич мы бросали кости. Я успешно прошел задуманное Уорреном испытание, когда сказал ему, что для трех его костей — А = (З, З, З, З, З, З), В = (6, 5, 2, 2, 2, 2) и С = (4, 4, 4, 4, 1, 1) — можно вычислить, что кость А побеждает кость В в двух третях случаев, кость В побеждает кость С в пяти девятых случаев, а кость С побеждает кость А в двух третях случаев.
Существуют и другие наборы нетранзитивных костей. Иногда развлечения ради я размечал таким образом три игральные кости и предлагал другому участнику игры выбрать кость первым. Испытав все три кости и проиграв все три раза, человек обычно остается в недоумении.
Впоследствии, когда я вспоминал о Баффетте, о его любимой игре - бридже - и о нетранзитивных костях, я думал о том, не сходны ли системы торговли на бирже с этими костями. Может ли быть так, что какую бы систему торговли мы ни использовали, всегда найдется другая, побеждающая её, - что идеальной системы просто не существует?
Если это так, то изобретатели новых, «усовершенствованных», систем торговли могут вечно гоняться за собственным хвостом: их системы будут каждый раз проигрывать еще более новым системам, а те, в свою очередь, могут проигрывать старым, уже списанным со счета системам.
Бридж относится к категории игр, которые математики называют играми с неполной информацией. Торговля, предшествующая розыгрышу карт, дает некоторую информацию о том, какие карты находятся на руках у игроков, образующих две противоборствующие пары. Во время розыгрыша карт игроки используют информацию, полученную во время торговли и из карт, уже появившихся в игре, для построения гипотез о том, у кого находятся те или иные из оставшихся карт.
Фондовый рынок — это тоже игра с неполной информацией, сходная с бриджем использованием обманных приемов. Как и в бридже, успех на фондовом рынке возрастает с ростом объёма информации, скорости ее получения и правильности её использования. Поэтому неудивительно, что Баффетт, которого называют величайшим инвестором в истории, так любит бридж. (с) Эдвард Торп "Человек на все рынки".
На рынке всегда много интересного, а лучшие мои посты, рецензии на книги, актуальные графики и сделки всегда найдёте в телеграм-канале: dmatradeTT Разберём всё по полочкам. Welcome!!!
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
ДУ "Долгосрочные акции ТТ". Правильная инструкция для клиента
Подкаст Тихого Трейдера. Перекрёсток всех рынков здесь.
Подкаст Тихого Трейдера. Перекрёсток всех рынков здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий