Вы, наверное, уже подумали, что читаете очередной скучный пост про превосходство электричек и светлое безуглеродное будущее, но нет) Пока американцы празднуют День президентов и торги закрыты, в этом посте на примере двух крупных компаний в контексте вышеприведённой статистики я хотел рассмотреть пару инвестиционных идей, вернее, кратких теорий. Разберём всё по полочкам.
...да, это Tesla. Некоторые люди видят в ней компанию мирового уровня, которая меняет мир. Другие видят в ней компанию, возглавляемую эксцентричным гением, которая однажды неизбежно исчезнет, как MySpace или Polaroid.
Недавно в твиттере Алекса Фойгта (@alex_avoigt) я наткнулся на такое мнение о Тесле: "Фора Tеслы в области электромобилей скоро заставит Тойоту выглядеть тем, чем она является — неудачницей". Затем он добавил для выразительности: "Мертвец идёт".
Это отрицание рынка EV, кажется, исходит сверху. Ещё в декабре генеральный директор Toyota Акио Тойода подтвердил свой давний скептицизм в отношении электромобилей. "Молчаливое большинство, ещё не готово к полностью электрическим транспортным средствам",- вот его фраза. Это контрастирует не только с политикой Tesla, но и со многими другими конкурентами Toyota, включая Volkswagen, Ford и GM, которые настойчиво стремятся к электрическому будущему.
"Бренд Toyota, — говорит Спир, — это доступная надёжность для клиентов среднего класса… По разумной цене вы получаете выбор автомоболей, отвечающих вашим потребностям, которые будут работать вечно, если вы позаботитесь о них должным образом".
Это объясняет, почему Toyota до сих пор не проявляла особого интереса к электромобилям. "Электромобили ещё не являются продуктом среднего сегмента рынка, — говорит Спир, — пока зарядка не станет более удобной благодаря скорости и доступности". Вместо этого электромобили "являются в первую очередь продуктом премиум-класса" для потребителей с высоким доходом, обладающих ресурсами и гибкостью, позволяющими справляться с ограничениями электромобиля, включая длительное время зарядки.
Другими словами, Toyota не ведёт себя как страус, засунув голову в землю. Компания знает, что делает, и просто развивает что-то другое. По этой причине неправильно упрощённо рассматривать автомобильный рынок как игру с нулевой суммой между Toyota и Tesla или между любыми двумя компаниями или технологиями. Toyota не обязательно должна потерпеть неудачу, чтобы Tesla добилась успеха.
Важный, как мне кажется, урок из этих дебатов: нужно быть осторожным с простыми историями. Вещи редко бывают бинарными, и поэтому важно не заходить слишком далеко с какой-либо инвестиционной точкой зрения.
Ещё одна линза, через которую можно рассмотреть этот вопрос: дилемма инноватора . Эта теория, разработанная покойным профессором Гарварда Клейтоном Кристенсеном, объясняет, почему великие компании часто терпят неудачу. Когда инновационные компании становятся слишком привязанными к продуктам, которые привели к их первоначальному успеху, они перестают заниматься инновациями, а когда это происходит, они становятся уязвимыми для конкурентов-выскочек.
BlackBerry предлагает нам совсем недавний пример: какое-то время эта компания доминировала на рынке смартфонов, но её генеральный директор недооценил iPhone, уверенный, что пользователи не захотят печатать на сенсорных экранах. Результат: рыночная доля BlackBerry упала до нуля. Вы знаете хоть одного человека с BlackBerry?
Примечательно: несколько недель назад Toyota неожиданно объявила, что Акио Тойода, скептик EV, уходит на пенсию. Его место займет Кодзи Сато, инженер, который в настоящее время возглавляет подразделение компании Lexus, а именно Lexus разработал один из немногих электромобилей концерна.
Говоря о своём уходе, Тойода признал, что он может не идти в ногу с рынком со своей позицией в отношении электромобилей. Он назвал себя "старомодным" и сказал, что достиг своих "пределов", возглавляя компанию, основанную его семьей. Ну, что же...Вполне достойная позиция, а акции Тойоты после такого кажутся мне теперь более интересными.
После этого объявления компания выпустила видео, на котором Тойода едет на прототипе Lexus EV вместе с Сато. Вначале Тойода выглядит немного несчастным и делает несколько критических замечаний, но когда он нажимает на педаль газа, и машина трогается с места, он издаёт восторженный крик. Похоже, в этот момент Тойода стал новообращённым адептом EV. "Теперь я вижу совершенно новую сторону этой машины", — говорит он.
Дилемма инноватора - это реальное явление, но не неизбежное. Умные лидеры, такие как Тойода, могут меняться, и меняться быстро.
Ещё одна реальность для инвесторов заключается в том, что деловая конкуренция часто более тонкая, чем кажется. В этом посте я сосредоточился только на самых известных игроках, но есть гораздо более полная автовселенная, чем Toyota, Tesla и другие имена, которые мы давно знаем по журналам на автомойке. Например, на этой неделе Чарли Мангер из Berkshire Hathaway описал успех BYD, китайского производителя электромобилей, акционером которого является Berkshire: "BYD настолько опережает Tesla в Китае, что это почти смешно».
Ещё один урок из этой истории: нам стоит остерегаться того, что психологи называют «предвзятостью доступности». Делая инвестиционные выводы, обязательно смотрите за пределы наиболее доступных данных. Сегодня автомобили BYD, возможно, не находятся в центре нашего внимания, но это может быстро измениться, и разумному инвестору стоит за этим следить.
На рынке всегда много интересного, а лучшие мои посты, рецензии на книги, актуальные графики и сделки всегда найдёте в телеграм-канале: "Тихий Трейдер" Разберём всё по полочкам. Welcome!!!
___________________________________________________________________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий