среда, 25 марта 2015 г.

Какими правилами я пользуюсь в торговле? Основные методы Джесси Ливермора.

Речь здесь идёт не только о двух художественных книгах с его жизнью, на которые я писал рецензии на странице "Книги". Нет. Великий трейдер начала прошлого века оставил нам и собственную книгу "Как торговать акциями" и ещё кучу всяких эссе и набросков. Многие из них появляются, например, на сайте jesse-livermore.com

Недавно на этом сайте появилась статья "Patterns in Stock Prices. Jesse Livermore’s Trading Methods", где автор неплохо срезюмировал основу метода торговли Ливермор. Скажете, старо как мир? Да, но правильное понимание тренда и продолжения тенденции даёт возможность торговать в плюс многим трейдерам и по сей день, в т.ч. и мне. Кратко переведу эту статью, а ниже добавлю свои пять копеек, ещё раз вкратце пояснив основной принцип моей стратегии.

Торговые методы Джесси Ливермора.
Основой успеха спекулятивного трейдинга Джесси Ливермора был навык, приобретённый в 14 лет, когда он переносил значения с биржевой ленты на доску котировок. Это был навык оценки вероятности дальнейшего движения цены акции.
Ливермор говорил:

"В успешном инвестировании или спекуляции важно единственное мнение: что следующее движение(рынка, как я понимаю) даст для акции"
"Спекуляция-это ничего более, чем ожидание наступающих движений"
"В состоянии правильного ожидания должно быть единственная чёткая основа для такого ожидания"
Ливермор верил, что если у вас есть точные основания для дальнейшего движения акции-следует немедленно заходить, как только рынок подтвердит ваше предположение.

На какие паттерны смотрел Ливермор?
Джесси Ливермор любил торговать акции, которые движутся в очевидном тренде. Он не торговал акции, которые показывали малые ценовые изменения без чёткого тренда, как на схематической картинке ниже:

Паттерны он пытался опознать в цене акций. Современные трейдеры, да и многие трейдеры во времена Ливермора, накладывают цены и объёмы на графики. Ливермор не пользовался графиками, его интересовали только сами по себе числа.

"Всякий раз я имел терпение дождаться, когда рынок придёт в то, что я называл "Основной точкой"(Pivotal Point) перед тем, как начать торговлю. Я всегда делал деньги на своих операциях"
Цена была в нисходящем тренде до отметки в 40, после чего началось ралли, оно не подтвердилось, и цена вернулась на 40. Эту отметку Ливермор и называл Основной точкой. Ливермор торговал каждое существенное движение от этой Основной точки.

Упади акция ниже 37-Ливермор будет продавать, поднимись выше 43-покупать. Далее он будет внимательно наблюдать за ценой около отметки 49, другой Основной точки, конца прошлого ралли. Если цена не пробьёт этот уровень, Ливермор бы вышел из трейда.

Нормальная реакция.
Рано или поздно акция пробивает торговый диапазон, как на графике ниже, где пробой был вниз. В такой ситуации Ливермор начинал торговлю, в данном случае на акции был бы открыт шорт.
Далее Ливермор следил, что бы тренд вёл себя "нормально", желая сохранять трейд. Он следил за следующими знаками:

В начале тренда должен быть аномально высокий объём на торгуемой акции.

Цены несколько дней в большинстве случаев должны двигаться в одном направлении.

Нормальная реакция должна быть заметна: объём должен сравниваться с объёмом, наблюдаемым до начала тренда, а цена может немного откатываться против тренда.

В течении одно двух дней объём должен возрастать, а цена возвращаться к направлению тренда.

Постоянное соблюдение этих паттернов-основа торговли. Если наметилось отклонение от этих знаков, это был тревожный знак для Ливермора. Если паттерн провалился и цена движется против тренда более обычного-это сигнал на выход из позиции и фиксации профита."

Вот такие советы трейдерам давал Ливермор, не скрывая своих методов торговли. Просто, понятно и достаточно для понимания рынка. Именно на этом основана моя торговля. Я всегда торгую только тренд, не пытаясь ловить откаты. Я всегда наблюдаю за рынком, не ставя конкретный целей и ТП, не пытаясь навязать ему своё мнение. Выхожу из трейда либо по стопу, либо руками фиксируя прибыль при первых признаках начала коррекции, не отката, а полноценной коррекции. Здесь для меня более всего важно время.

Подтверждением для входа для меня является выход актива из коррекции на текущем тренде, поэтому многие обвиняют меня в том, что я захожу на максимумах. По каждому конкретному инструменту я веду статистику недавнего его поведения, здесь к тезисам Ливермора добавляются статистические расчёты, дань времени и современным технологиям.

Да, дно я никогда не пытаюсь поймать, считая это глупой затеей. Как говорил дедушка Ливермор: если акция хорошо росла, то почему бы ей не расти дальше. Это правило стало главным и для меня, будь то акции, валюты или золото.

Правильный стоп и своевременный трал спасают от ошибок и снижают риски. Современный рынок намного сложней, чем во времена Ливермора, тут и HFT, и действия госрегуляторов, вливающих ликвидность...Тем не менее, главное, что на большом промежутке времени общий результат остаётся плюсовым. Рынок меняется всегда, а люди и его основные правила-нет. На последок приведу в пример недельный график FB, он уже который день радует меня и клиентов, пробивая новые исторические максимумы.


Я зашёл в него 22.08.2014, когда после 5-и недельного отката цена вышла из коррекции, закрыв новые максимумы. Сильного тренда не было, была довольно длинная коррекция, но сконсолидировавшись на ней на прошлой неделе акция вышла из диапазона и сейчас неплохо себя чувствует, торгуясь лучше рынка. Своевременный трал на положительном движении снизил риск почти до безубытка. Так держать, Facebook, Удачи!!!

На рынке всегда много интересного, а лучшие мои посты, рецензии на книги, актуальные графики и сделки всегда найдёте в телеграм-канале: "Тихий Трейдер" Разберём всё по полочкам. Welcome!!!
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Незамеченные покупатели золота. Спрос от ЦБ (до 2700$) - главный драйвер роста?

За ростом цен на золото мы следим уже давно, но что реально стоит за этим всплеском? Уверенно предполагаем, веря заголовкам, что инвесторы о...