Спекулятивные пузыри являются неотъемлемой чертой финансовых рынков, но ключевой вопрос: где они вероятнее всего возникнут? Давайте начнём с определения терминов. Роберт Шиллер, как своего рода эксперт в этой области, определяет пузырь следующим образом:
«Ситуация, в которой новости о росте цен подстёгивают энтузиазм инвесторов, который распространяется посредством психологического заражения от человека к человеку, в процессе усиливая истории, которые могут оправдать рост цен, и привлекая все больший и больший класс инвесторов… несмотря на сомнения относительно реальной стоимости инвестиций».
Я бы добавил к этому, что пузыри обычно подразумевают некоторый экстремальный дисбаланс между ценообразованием актива и любой его разумной фундаментальной оценкой. Единственным исключением из этого является случай, когда невозможно оценить актив, но подробнее об этом позже.
Есть 4 аспекта, которые являются ключевыми в формировании пузыря: убедительное повествование, высокая доходность, мощные стимулы и социальное доказательство.
Нарративы обеспечивают основу и постоянную поддержку пузыря, высокая доходность подтверждает историю, финансовые стимулы являются причиной, по которой люди вообще вовлекаются, а социальное доказательство побуждает к действию (мы глубоко заботимся о том, что делают другие люди). Эти 4 элемента создают добродетельный (или порочный) круг, поскольку они подпитывают друг друга, что приводит к резким колебаниям цен.
Хотя предсказывать, когда может возникнуть пузырь, вероятно, бесполезное занятие, неизбежно существуют факторы, которые увеличивают вероятность того, что определенный актив может быть подвержен такой спекулятивной активности.
Какие характеристики актива или темы, его поддерживающей, увеличивают риск пузыря?
1) Правдивые и простые истории. Хотя базовый рассказ, поддерживающий пузырь, не обязательно должен быть правдой (иногда он может быть полным бредом), наиболее опасны те, которые подкреплены достоверной и простой историей. Это позволяет инвесторам в пузыре отвечать на простые вопросы, такие как (в случае пузыря доткомов): изменит ли интернет нашу жизнь? Вместо более сложных, таких как: какие компании выиграют и что уже отражено в цене? Гораздо больше денег можно потерять, когда история, используемая для оправдания инвестиционного пузыря, является правдой.
2) Трансформирующие истории. Для успешного возникновения пузырей инвесторам должно быть легко игнорировать традиционные подходы к фундаментальной инвестиционной оценке. Поэтому оправдано, чтобы рассказ, лежащий в основе пузыря, был о сейсмических изменениях, что позволяет легко игнорировать предупреждения скептиков, поскольку их "анахроничные методы просто не учитывают происходящую революцию".
3) Повседневное воздействие. Самые мощные пузыри привлекают невероятно широкое участие, даже тех людей, которые обычно не принимают активных инвестиционных решений. Чем сильнее история, поддерживающая пузырь в активе, связана с тем, как мы переживаем повседневную жизнь, тем больше людей, вероятно, будут вовлечены. Если мы можем видеть и переживать, как разворачивается история, то мы с большей вероятностью купимся на неё.
4) Неизмеримый масштаб. Большим пузырям нужна большая история. Если есть очевидные ограничения роста, то это накладывает запрет на спекуляции. Настоящий пузырь нуждается в активе, в котором происходящая трансформация означает, что трудно ограничить потенциал роста даже теоретически.
5) Трудно оценить. Хотя большинство пузырей предполагают зияющую пропасть между ценой актива и любым благоразумным подходом к оценке, самые значительные пузыри могут возникнуть в активах, которые либо трудно, либо вообще невозможно оценить. Хотя пузыри на фондовом рынке могут быть экстремальными, в какой-то момент будет гравитационное притяжение от фундаментальных реалий класса активов, но активы, которые невозможно оценить, поскольку у них нет денежных потоков, такие как золото и криптовалюты, являются идеальными. Если вы не можете оценить актив, кто скажет, какой может быть потенциал роста?
Это различие оставляет нам два типа активов: фундаментальные активы и активы убеждений. Фундаментальные активы имеют денежные потоки, что означает, что (по крайней мере, в теории) мы можем оценить их каким-то разумным образом. Активы убеждений не имеют практических средств оценки, поэтому они оцениваются на основе того, что другие готовы заплатить.
Самый простой способ оценить, где находится актив, основываясь на этом разграничении, — это спросить себя: если бы цена актива выросла на 100% или упала на 50% завтра (при прочих равных условиях), изменило бы это мою точку зрения? Для фундаментальных активов это должно кардинально изменить его привлекательность, но для активов убеждений большие изменения цены на самом деле ничего не меняют, кроме настроений. Эта особенность даёт им огромный потенциальный диапазон результатов (от ошеломляюще хороших до катастрофических), т.е. идеальный вариант для образования пузырей.
Чем больше актив обладает этими пятью характеристиками, тем больше склонность к образованию пузырей. Однако дело не только в активе. Как подчеркивает цитата Шиллера, спекулятивные пузыри формируются людьми и их поведением. Состав участников рынка имеет значение, проще говоря, мы можем представить себе 3 группы, вовлеченные в пузырь: Верующие, Охотники и Луддиты:
Верующие. Эта группа полностью приняла историю, лежащую в основе пузыря, и подходит к ней с почти религиозным рвением. Вместо того чтобы быть инвестиционным взглядом, эта история часто становится просто частью их идентичности. Они никогда не будут продавать, никогда не будут критиковать и способны оправдать любую оценку. Их горячая вера либо исходит из развития подлинной уверенности или веры в актив и его поддерживающее повествование, либо потому, что их финансовые стимулы стали неразрывно связаны с продолжением пузыря.
Охотники. Эта группа агностицизма в отношении истории и её обоснованности, ведь их волнует только движение цен. Они покупают пузырь, потому что его эффективность высока. Как и верующие, они мало заботятся об оценке, но не привязаны к активу; они будут владеть им, пока он растёт, потому что это в их финансовых интересах.
Классическим представителем этой группы являются управляющие активами, запускающие продукты, основанные на формирующемся пузыре активов. Они не верят в него, но они хотят заработать на нём деньги. Быть охотником может быть хорошей стратегией, но часто их привлекает просто сила доходности пузырчатого актива из-за страха упустить возможность или, возможно, потерять клиентов. Хотя это самая большая группа, мало кто признается, что является её членом, т.к. импульсное инвестирование имеет плохую репутацию, если только вы не настоящий квант.
Луддиты. Эта группа может верить в историю, поддерживающую актив, и почти наверняка считать его сильно переоцененным. Они неизбежно будут терпеть плохие результаты по мере развития пузыря и будут считаться упрямыми и оторванными от реальности. Профессиональные инвесторы в этой группе рискуют сократить активы и, в конечном итоге, свою карьеру.
Как относительный размер, так и движение этих групп будут иметь решающее значение для формирования пузыря. Хотя верующие важны для распространения поддерживающих историй, они будут в меньшинстве (хотя их стая будет увеличиваться по мере того, как будут расти экстремальные показатели). Размер группы луддитов будет уменьшаться по мере роста пузыря, поскольку некоторые капитулируют, чтобы стать охотниками, а другие просто сдадутся.
Однако именно охотники наиболее важны. Это будет самая большая группа, которая будет определять как размер, так и устойчивость пузыря. Их окончательный выход из актива также ускорит его конец.
Хотя это трудно проверить, такой базовый сценарий заключается в том, что сегодня потенциал для пузырей или длительных периодов очень экстремальной доходности класса активов больше, чем когда-либо прежде. Увеличение связанности людей посредством роста социальных сетей облегчает усиление и передачу нарративов, в то время как я временные горизонты инвесторов сокращаются, что делает нас более склонными гоняться за доходностью всего, что работает в моменте.
Как бы мы ни подходили к спекулятивным инвестиционным пузырям — принимаем ли мы их, преследуем ли или игнорируем — их возникновение несёт в себе серьёзные риски как с точки зрения рассматриваемого актива, так и с точки зрения нашей поведенческой реакции на него. По мере того, как пузырь раздувается и история становится всё более убедительной, растущая стоимость упущения прибыли, вероятно, перевешивает растущий риск катастрофических потерь. Удачи!!!
_______________________________________________________________________________________________________________________
Помогая проектам ТТ, где есть Большое Спасибо:
Для РФ: МИР: 2200700155277048
Донаты для ТТ в крипте:
BTC: bc1qtr4c0v8uh95eppzcz93az7plvhcewv4hmqwcav
ETH: 0xDdf2a1fC12bf01493979A9e5179bAD7702F9c6A3
USDT: 0xDdf2a1fC12bf01493979A9e5179bAD7702F9c6A3
LTC: LhPwsfm1YhNcdF5fTobXsMYjuEsdpvgT46
SOL: C4hpFMHQFzCVX4BdXzTyHDDo7gk3XHzXGFXWndesR4
Комментариев нет:
Отправить комментарий